САМОЕ СВИНОЕ МЕСТО В СЕТИ  
Поиск

Кино

Книги о кино

DVD

DVD-шоппинг

ЧАВО / FAQ

Контакты
Из истории кинокомпаний

Universal Studios

Пишите письма

Universal Pictures
445 Park Ave.
New York, NY 10022

День сегодняшний

Подразделение NBC Universal компания Universal Studios (иногда называемая Universal Pictures) и ее офисы расположены по адресу Universal City Plaza Drive, 100 в Юниверсал-сити (Калифорния) (Universal City, California), территории округа Лос-Анджелес, расположенной между самим Лос-Анджелесом и его пригородом Бербанком. Прочие корпоративные службы, а также отдел распространения находятся в Нью-Йорке.

История

История кинокомпании Universal, второго по возрасту долгожителя Голливуда (старейшей киностудией Голливуда является Paramount Pictures), уходит своими корнями в 1909 год, когда на свет появился ее предшественник - Yankee Film Company. Одним из основателей Universal был Карл Леммле (Carl Laemmle) (1867-1939), еврейский эмигрант, перебравшийся из Германии в Висконсин. В 1905 г. Леммле управлял магазином одежды и в ходе деловой поездки в Чикаго он был поражен популярностью, которой пользовались кинотеатры. Говорят, он часами наблюдал за работой касс, подсчитывая количество клиентов и прибыль за день. В ходе той поездки на деньги, которые Леммле планировал потратить на текстильные товары, он приобрел первый из своих кинотеатров. В 1908 г. в Америке при поддержке Эдисона (Thomas Edison) был создана компания Motion Picture Trust. Это означало, что Леммле и подобные ему владельцы кинотеатров по всей стране должны были теперь отчислять комиссию за каждый фильм, созданный этой компанией, который они показывали в кинотеатрах. Используя патенты Эдисона на электромоторы, установленные в камерах и проекторах, компания собирала отчисления на всех этапах кинопроизводства и показа кинофильмов, а также удерживала монополию на кинопрокат.

Вскоре недовольные существующей политикой в области кино Леммле и другие владельцы кинотеатров, чтобы избежать отчислений в Motion Picture Trust, решили создавать свои картины, и в июне 1909 г. Леммле с партнерами Абе и Джулиусом Штернами (Abe Stern и Julius Stern) основал Yankee Film Company, которая вскоре была переименована в Independent Moving Picture Company (IMP), а в ходе дальнейшей реорганизации 8 июня 1912 г. вновь сменила название на Universal Film Manufacturing Co., впервые включив слово "universal" в свое имя. Отказавшись от уплаты платежей в фирму Эдисона, компания обрела успех. Отчасти этому также способствовало нежелание Эдисона указывать в титрах картин имена актеров, снимавшихся в них. Нарушив эту традицию, Леммле смог привлечь многих известных актеров того времени и создал систему звезд, которая и сегодня помогает фильмам зарабатывать деньги. Первой же звездой, имя которой еще в 1910 г. активно использовалось Леммле при продвижении картины, стала известная в то время под именем "девушки из Biograph" актриса Флоренс Лоуренс (Florence Lawrence).

Хотя Леммле оставался главной фигурой в Universal, поглощая различные более мелкие фирмы, он приобрел партнеров, среди которых были Марк Динтенфасс (Mark Dintenfass), Чарльз Бауманн (Charles Baumann), Адам Кессел (Adam Kessel) и Пэт Пауэрс (Pat Powers). В итоге доли всех партнеров были выкуплены Леммле, а студия представляла собой образец вертикально интегрированной компании, занимающейся производством, прокатом и показом кинопродукции. Спустя некоторое время название компании было сокращено до Universal Pictures Company, Inc.

Развиваясь вместе с индустрией и осваивая новые территории на западе США, в 1915 г. Леммле открыл самые большие кинопроизводственные мощности в мире - Universal City Studios, которые занимали площадь в 230 акров (0.9 кв.км) недалеко от Cahuenga Pass в Голливуде. Отныне управление киностудией (помимо производства картин и кинопроката) стало третьим аспектом деятельности компании Universal. В отличие от других киномагнатов Леммле открыл двери своей студии, ставшей на десятилетия крупнейшей киностудией Голливуда, для туристов. Ориентированная в основном на жителей небольших городов, Universal выпускала мелодрамы, дешевые вестерны и сериалы.

Несмотря на новаторство Леммле в области кино, в управлении компанией он был крайне осторожен и не спешил развиваться вместе со всеми. В отличие от своих конкурентов Адольфа Цукора (Adolph Zukor), Уильяма Фокса (William Fox) и Маркуса Лоу (Marcus Loew) Карл Леммле решил не развивать сеть кинотеатров и финансировать производство фильмов исключительно на собственные средства. В результате подобной политики в начале 20-х гг. прошлого века Леммле и компания Universal из лидеров рынка переместились во вторую десятку, оставаясь при этом крупнейшей по размерам киностудией. В течение нескольких лет в начале 20-х гг. молодой продюсер Ирвинг Талберг (Irving Thalberg) пытался улучшить положение дел в фирме, но в 1923 г. он покинул студию ради работы с Луисом Майером (Louis B. Mayer) из MGM, после чего не без его участия в 1925 г. Universal утратила звание основной студии для MGM.

В 1926 г. Universal создала Deutsche Universal-Film AG, подразделение в Германии под руководством Джо Пастернака (Joe Pasternak). Немецкое представительство выпускало 3-4 картины в год вплоть до 1936 г., когда под натиском все возрастающей власти Гитлера в центральной Европе было вынуждено переместиться сначала в Венгрию, а потом в Австрию. После прихода звука в кино фильмы производства Deutsche Universal-Film AG выходили на немецком, а иногда на венгерском или польском языках. Хотя Universal Pictures не занималось прокатом в Штатах фильмов, произведенных собственной "дочкой", тем не менее, некоторые из них были представлены в Америке благодаря другим независимым фирмам из Нью-Йорка, прокатывающим зарубежные картины на территории США без английских субтитров. В дальнейшем нацистские преследования в Европе и смена руководства в головной компании Universal Pictures привели к распаду Deutsche Universal-Film AG.

В 1928 г. на свой 21-й день рождения Карл Леммле-младший (Carl Laemmle, Jr.) получил от отца в подарок Universal City. К его чести Леммле-младший лучше отца понимал будущее кинобизнеса и, скупая и возводя кинотеатры, переводя студию на работу со звуком и улучшая качество выпускаемых картин, смог превратить Universal в современную компанию. К числу его работ относятся первый (для Universal) цветной мюзикл Плавучий театр (Show Boat) (1929), мюзикл Бродвей (Broadway) (1929) (снятый при помощи системы Technicolor), Король джаза (King of Jazz) (1930) и обладатель Оскара в номинации "Лучший фильм года" На западном фронте без перемен (All Quiet on the Western Front) (1930). Также Леммле-младший смог успешно занять свободную нишу на рынке, начав выпускать долгоиграющую серию фильмов ужасов, среди которых были Франкенштейн (Frankenstein) (1931), Дракула (Dracula) (1931) и Мумия (The Mummy) (1932). В число других работ Леммле этого периода входят картины Имитация жизни (Imitation of Life) (1934) и Мой дворецкий Годфри (My Man Godfrey) (1936).

Ставка на модернизацию и улучшение во времена депрессии была весьма рискованной. Сеть кинотеатров пришла в упадок, но Леммле-младший твердо придерживался взятого ранее курса. Его инновации на студии и новые картины становились все более и более затратными как для студии, так и для семьи Леммле. На протяжении своего более чем двадцатилетнего существования компания Universal никогда не брала кредит, но в 1935 г. акционеры компании настояли на том, чтобы для завершения работы над римейком картины Плавучий театр (Show Boat) (1936) Леммле-младший взял кредит, иначе они не разрешат проводить съемки. Таким образом, Карл был вынужден обратиться в Standard Capital Company за ссудой в размере $750,000, предоставив в качестве гарантий контроль семьи Леммле над студией Universal. Когда же производство картины затянулось и обернулось перерасходом на $300,000, и Леммле не смог вовремя выплатить ссуду, Standard Capital оставила себе залог, внесенный для гарантии выплаты ссуды – компанию Universal Pictures Company Inc., и 2 апреля 1936 г. получила над ней контроль. Картина Плавучий театр (Show Boat) вышла на экраны в 1936 г. и была признана одним из лучших мюзиклов всех времен. Однако этого было недостаточно, чтобы спасти семью Леммле, которые были лишены своего детища.

Глава Standard Capital Чарльз Роджерс (Charles Rogers) возглавил руководство студией и серьезно сократил бюджеты выпускаемых картин. Большие амбиции, а с ними и звезды, которых "воспитала" компания (Уильям Уайлер (William Wyler), Маргарет Саллэвэн (Margaret Sullavan) и др.) ушли. К началу второй мировой войны компания сосредоточилась на выпуске низкобюджетных картин, которые были ранее в стороне: вестерны, мелодрамы и сиквелы классических фильмов ужасов производства самой Universal. Сравнительно большие бюджеты выделялись лишь на фильмы с молодой певицей Диной Дурбин (Deanna Durbin), появлявшиеся под руководством Джо Пастернака, который к тому времени уже эмигрировал из Европы. Так что если и говорить о той кинозвезде, которая помогла Universal вернуться в кинобизнес в конце 30-х, то это именно Дина Дурбин, взрослая женщина, которую, к сожалению, постоянно ошибочно выбирали на роли молодых девушек. К счастью, когда Дурбин окончательно "выросла" из своего экранного персонажа, студия подписала долгосрочный контракт с комедийным дуэтом "Abbott и Costello" (Bud Abbott и Lou Costello). Череда низкобюджетных хитов, начавшаяся с картины Рядовые (Buck Privates) (1941), вознесла Эбботта и Костелло на вершины чартов бокс-оффиса и улучшила положение дел на Universal в еще большей степени, чем это смогли сделать картины с Диной Дурбин.

В течение войны в компании продолжали выпускать средне- и низкобюджетные картины, в которых играли бывшие звезды кинокомпании Paramount Мае Уэст (Mae West), У. К. Филдс (W.C. Fields) и Марлен Дитрих (Marlene Dietrich) и штамповать различные продолжения картин о каждом из своих монстров. Также в это время у Universal были картины, выпущенные совместно с продюсером Уолтером Вангером (Walter Wanger) и его партнером режиссером Фрицом Лангом (Fritz Lang), но подобные фильмы были крайне редки в потоке картин, где лидировали фильмы типа Женщина-кобра (Cobra Woman) (1944), Девушка с границы (Frontier Gal) (1945) и им подобные.

После войны в 1945 г. британский предприниматель Дж. Артур Рэнк (J. Arthur Rank), желая увеличить степень своего присутствия на американском рынке, приобрел 25% акций компании Universal. Пытаясь улучшить качество выпускаемых компанией картин, в 1946 г. он инициировал слияние с независимой производственной компанией International Pictures, основатель которой Уильям Гетц (William Goetz) был поставлен во главе переименованной в Universal-International Pictures Inc. компании (прокат картин и права на них по-прежнему принадлежали Universal Pictures Company Inc.; Universal-International Pictures Inc. использовалась как экспортно-импортирующая компания и владелец прав на картины, произведенные ей самой). Хотя в то время из павильонов студии вышло немного таких популярных лент, как Яйцо и я (The Egg & I) (1947) , Убийцы (The Killers) (1946) и Голый город (The Naked City) (1948), но студия оставалась на плаву. Когда же в конце 40-х гг. Гетц покинул Universal, на студии вновь вернулись к тому, что знали и умели лучше всего - производству дешевых картин, а картины Эбботта и Костелло (в т.ч., например, Эбботт и Костелло встречают Фракенштейна (Bud Abbott Lou Costello Meet Frankenstein) (1948)) оказались наиболее успешной продукцией Universal. При таком положении дел Дж. Артур Рэнк потерял интерес к студии и продал свою долю инвестору Милтону Рэкмилу (Milton Rackmil), чья компания Decca Records обрела контроль над Universal в 1952 г.

Несмотря на то, что Decca Records продолжала сохранять скудные бюджеты выпускаемых картин, владельцы студии воспользовались преимуществами новых веяний в кинобизнесе, когда студии в результате судебного иска "США против Парамаунт" (U.S. vs. Paramount Pictures, et al.) в 1948 г. разрешили своим актерам-контрактникам сниматься в картинах других компаний. Теперь звезды могли свободно выбирать, когда, где и у кого им сниматься, и в 1950 г. агент компании МСА Лью (Лео) Вассерман (Lew Wasserman) предложил для Universal своего клиента – актера Джеймса Стюарта (James Stewart) и тем самым навсегда изменил правила игры. По условиям сделки Стюарт впервые получал часть от прибыли в трех своих будущих картинах вместо обычного гонорара. Когда один из этих фильмов Винчестер '73 (Winchester '73) (1950) стал хитом, Стюарт стал поистине богатым. В дальнейшем подобное правило стало традиционным для многих следующих картин как на студии Universal, так, в конечном счете, и на других студиях.

В конце 1950-х гг. двадцатого века в кинобизнесе наступили трудные времена: комбинация "киностудия-кинотеатр" была разрушена, происходил рост популярности телевидения, которое возможно навсегда захватило большую часть зрительской аудитории. Агентство МСА стало могущественной телепродюсерской компанией, арендующей для своей дочерней компании Revue Productions площади на студии Republic Studios. В 1958 г. через некоторое время после полного закрытия Universal ее владельцы согласились продать студийные площади в размере 360 акров (1.5 кв.км) компании MCA за 11 миллионов долларов США. И хотя МСА владела лишь площадями, но не самой кинокомпанией Universal Pictures, ее влияние на выпускаемые картины возросло. В итоге студийные мощности Universal были обновлены, а клиенты МСА, среди которых значились Дорис Дэй (Doris Day), Лана Тернер (Lana Turner) и Кэри Грант (Cary Grant), начали сниматься в картинах производства Universal Pictures. Фактическое долгожданное поглощение Universal Pictures компанией МСА окончательно произошло в середине 1962 г., в результате чего производственное подразделение вновь получило название Universal Pictures, а основная компания стала именоваться MCA/Universal Pictures Inc. Подразделение Universal-International Pictures Inc. сохранилось и было занято лишь международным прокатом картин Universal, а компания Revue Studios была переименована в Universal Television. В качестве последнего жеста в агентском бизнесе компания МСА подписала практически с каждым своим клиентом контракт на съемку в картинах компании Universal. Таким образом, в течение нескольких лет Universal, возглавляемая МСА, в 60-х гг. прошлого века стала тем, кем не была до этого никогда – развитой, первоклассной киностудией, работающей с ведущими актерами и режиссерами и выпускающей блестящие картины. В 1964 г. в компании появилось еще одно подразделение, которое начало устраивать экскурсии по студии Universal, что также приносило компании прибыль.

Однако было слишком поздно. Аудитория была увлечена телевидением, и к 1968 г. кинопроизводственное подразделение начало сокращаться. Телевидение играло главную роль, а компания Revue-MCA доминировала на американском телевидении, в частности на канале NBC (который позже соединится с Universal), где в течение нескольких сезонов она создала практически половину шоу, шедших в прайм-тайм. В это же время в Universal (и этим компания особо гордится) впервые создали 90-минутную, предназначенную специально для ТВ картину. Хотя киноподразделение Universal периодически выпускало картины, которые становились хитами (Аэропорт (Airport) (1970), Афера (The Sting) (1973), Американские граффити (American Graffiti) (1973)), а также блокбастеры, изрядно пополнившие счета компании (Челюсти (Jaws) (1975)), в 70-е гг. прошлого века Universal в основном была телевизионной студией. Основным коньком компании был выпуск еженедельных сериалов. Несмотря на то, что среди кинокартин были и такие хиты, как Инопланетянин (E.T. The Extra-Terrestrial) (1982), Назад в будущее (Back to the Future) (1985) и Парк Юрского периода (Jurassic Park) (1993), в целом кинобизнес от Universal по-прежнему выглядел как череда промахов и попаданий.

В начале 70-х гг. Universal объединилась с другой голливудской кинокомпанией Paramount Pictures, чтобы создать Cinema International Corporation, предназначенную для международного проката лент производства обеих кинокомпаний. В 1981 г. на ее месте теперь уже при участии MGM была создана компания United International Pictures (UIP), которая в 1997 г. начала прокат картин новой в то время кинокомпании DreamWorks. В 2001 г. киностудия MGM вышла из состава участников данного объединения, предоставив возможность международного проката своих лент компании 20th Century Fox.

В 1988 г. для выхода на дходный рынок видео и позднее DVD компания МСА создала фирму MCA/Universal Home Video Inc. В 1990 г. озабоченный расширением присутствия своей компании на телевизионных каналах, Вассерман (находящийся уже во главе MCA) нашел богатого партнера для MCA/Universal в лице японской корпорации Matsushita Electric. К этому времени производственное подразделение компании было переименовано в Universal Studios Inc. Подобное партнерство привело к вливанию средств, но столкновения культур и различия в методах ведения дел избежать не удалось, и через несколько лет Matsushita продала контрольный пакет акций MCA/Universal канадской компании Seagram, занимавшейся распространением алкогольной продукции. В надежде построить медиа-империю на основе Universal, Seagram приобрела компанию Polygram и целый ряд других фирм. Но то и дело скачущие вверх-вниз прибыли Голливуда на смогли стать достойной заменой стабильно популярному виски, и в попытке заработать деньги глава Seagram Эдгар Бронфман-младший (Edgar Bronfman, Jr.) продал телевизионные активы Universal (включая кабельный канал USA) Барри Диллеру (Barry Diller) (эти же самые активы в дальнейшем будут выкуплены назад, но уже по значительно возросшим ценам). В июне 2000 г. компания Seagram продается французской медиа-корпорации Vivendi и в результате сделки образуется новый конгломерат Vivendi Universal, в то время как музыкальные подразделения МСА были проданы компании Geffen Music, что положило достойный конец существованию МСА.

В последствии обремененная долгами фирма Vivendi Universal в 2004 г. продала 80% акций компании Vivendi Universal Entertainment (включая студию и тематические парки) корпорации General Electric (GE), хозяину канала NBC. Получившейся в результате покупки медиа-конгломерат был назван NBC Universal. Кинопроизводственное подразделение сохранило имя Universal Studios Inc. И, хотя некоторые сомневаются, что жестко ориентированная на прибыль General Electric и живущий на широкую ногу Голливуд могут существовать вместе, похоже, что подобное сотрудничество работает, т.к. в копилке реорганизованного конгломерата Universal уже есть несколько финансово успешных лет существования. По состоянию на сегодня GE владеет 80% корпорации Universal, а холдинг Vivendi – 20%, с возможностью продажи своей доли в 2006 г.

2006 г. принес Universal новые изменения. В конце 2005 г. "дочка" концерна Viacom кинокомпания Paramount Pictures неожиданно решила приобрести кинокомпанию DreamWorks SKG, пока остановились аналогичные переговоры о приобретении между ней и корпорацией GE. Бывший долгое время президентом Universal Стэйси Снайдер (Stacey Snyder) покинул киностудию в начале 2006 г., чтобы возглавить DreamWorks. Его пост заняд другой ветеран Universal Марк Шмагер (Marc Shmuger), обладающий репутацией талантливого, упрямого и уважаемого в бизнесе человека. Некоторые подвергают сомнению его опыт в работе в актерами. Не имея в копилке Universal блокбастеров в 2006 г., срок руководства Шмагера киностудией будет определен на основе ее развития в последующие несколько лет.

На протяжении многих лет Universal заключала договоры о прокате и/или совместном финансировании производства картин с различными небольшими компаниями, такими как Imagine Entertainment, Amblin Entertainment, Morgan Creek Productions, Working Title Films, StudioCanal, Shady Acres Entertainment, Mark Platt Productions, Beacon Communications LLC и др.

Фильмотека

Как и любая другая крупная киностудия, Universal обладает значительной фильмотекой. Компания владеет правами на:

  • почти на все картины и короткометражки, произведенные самой Universal;
  • почти все ТВ-шоу производства Revue/Universal;
  • почти все звуковые картины, выпущенные на киностудии Paramount Pictures до 1950 г. (права на эти ленты достались в наследство от МСА, которая через свое подразделение EMKA, Ltd. приобрела их в 1957 г.);
  • несколько картин Альфреда Хичкока (Alfred Hitchcock), первоначально выпущенных на студии Paramount;
  • фильмотеку USA Films;
  • фильмотекуOctober Films;
  • фильмотеку 1996-1999 гг. компании PolyGram Filmed Entertainment и ее подразделений (права на большинство картин, выпущенных до 1996 г., принадлежат MGM, хотя права на некоторые картины этого времени также принадлежат Universal);
  • каталог шоу и картин для ТВ канала NBC, вышедших после 1973 г.;
  • некоторые картины (до 1952 г.) производства компании United Artists;
  • большинство картин фильмотеки RKO Pictures (права лишь на территории Великобритании).

Жизнь логотипа

Начиная с 20-х гг. прошлого века в качестве своего логотипа компания Universal использует изображение планеты Земля. Сначала это было неподвижное изображение слова "UNIVERSAL" вокруг Земли. Затем приблизительно в 1925 г. оно было заменено на анимированный вращающийся земной шар, который превращался в улыбающееся лицо основателя студии Карла Леммле.

В 1927 г. был разработана новая заставка, на которой появился аэроплан, создававший вокруг вращающегося земного шара облако дыма, которое затем превращалось в слова "UNIVERSAL PICTURES". В дальнейшем, в годы появления первых звуковых картин заставка оставалась неизменной.

В 1929 г. публике был представлен обновленный логотип в виде биплана, облетающего земной шар и словно "открывающего" за собой место для слов "A UNIVERSAL PICTURE", появляющихся на фоне Земли.

С приходом новой команды на студию в 1936 г. на экраны пришел новый логотип. Он представлял собой образ окруженного мерцающими звездами и вращающегося стеклянного земного шара, вокруг которого также вращается имя "A UNIVERSAL PICTURE". Логотип отражал идею нового менеджмента фирмы, используя при этом новые для того времени подходы в дизайне.

В 1946 г., учитывая сделку с компанией International Pictures, появился новый, определяемый параметрами слияния компаний логотип, представляющий собой реалистичное изображение Земли, над которым было новое имя "Universal-International", отображенное "выпуклым" шрифтом.

Когда в 1963 г. International-часть имени компании была отброшена, логотип был обновлен до более художественно изображенного, вращающегося земного шара с надписью в центре "UNIVERSAL", находящегося внутри двух облаков, представляющих собой так нзаываемый радиационный пояс Ван Аллена, а части"A" and "PICTURE" находились соответственно выше и ниже центральной надписи. Таким логотип оставался вплоть до 1972 г.

Начиная с 1972 г. внизу экрана был добавлен подзаголовок "AN MCA COMPANY". Для широкоэкранного изображения также использовался этот логотип, в который была добавлена небольшая анимация в виде размытых границ надписи "UNIVERSAL". Эта версия заставки присутствовала на картинах студии, выпущенных до 1990 г.

В честь 75-летнего юбилея компании в 1990 г. логотип был подвергнут цифровой обработке.

Применяя компьютерные технологии, новый вариант представляет собой смоделированный вид Земли со спутника, и по мере того, когда точка обзора отодвигается назад из-за земного появляется классическая надпись "UNIVERSAL" в виде ленты ложится на образ планеты. В первые годы своего использования данная заставка предварялась клипом, смонтированным из более ранних заставок киностудии.

В 1997 г. этот логотип был немного подкорректирован, в результате чего были добавлены огни на Земле и яркие элементы двигающейся надписи. Также была добавлена нарастающая музыкальная тема композитора Джерри Голдсмита (Jerry Goldsmith).

Помимо этого существуют также различные модификации логотипа, отражающие тематику того или иного фильма. Так, например, для картины Водный мир (Waterworld) (1995) кол-во воды на Земле возрастает, постепенно покрывая всю землю, по мере того, как название "UNIVERSAL" двигается на свое место. А на заставке к картине Doom (Doom) (2005) вместо Земли изображена планета Марс.

Уголок читателя

  • Braff, Richard E. The Universal silents: a filmography of the Universal Motion Picture Manufacturing Company, 1912-1929
    Jefferson, N.C.: McFarland, c1999.
  • Bruck, Connie. When Hollywood Had a King.
    New York: Simon & Schuster, 1998.
  • Dick, Bernard F. City of dreams: the making and remaking of Universal Pictures
    Lexington, Ky.: University Press of Kentucky, 1997.
  • Drinkwater, John. The Life and Adventures of Carl Laemmle.
    G.P. Putnam's Sons, 1931, illustrated.
  • Edmonds, I. G. Big U: Universal in the silent days
    South Brunswick [N.J.]: A. S. Barnes, 1977.
  • Fitzgerald, Michael G. Universal Pictures : a panoramic history in words, pictures, and filmographies
    New Rochelle, N.Y.: Arlington House, 1977.
  • Hirschorn, Clive. The Universal Story : The complete history of the studio and its 2,641 films.
    New York: Octopus Books Ltd., 1983.
  • Koszarski, Richard Universal Pictures : 65 years
    New York: Museum of Modern Art, 1977.
  • Mordden, Ethan. The Hollywood Studios.
    New York: Fireside, 1989.
  • McDougal, Dennis. The Last Mogul: Lew Wasserman, MCA and the Hidden History of Hollywood.
    New York: Crown Publishers, 1998.
  • Schatz, Thomas. The Genius of the System.
    New York: Pantheon Books, 1989.
  • Sklar, Robert. Movie-Made America.
    New York: Vintage, 1994.
  • Soister, John T. Of Gods and monsters: a critical guide to Universal Studios' science fiction, horror, and mystery films, 1929-1939
    Jefferson, N.C. : McFarland, 1999.
  • Wikipedia, the free encyclopedia

Ссылки

 

Последнее обновление - 12.11.2006.

Новинки базы DVD
Новые рецензии

    Rambler's Top100  

Copyright © 2006 Kabasha.ru - самое свиное место в сети
Все права защищены и охраняются законом.
Копирование материалов в любом виде запрещено.